На главную
 
ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ КАВКАЗ РЕШИЛА ПЕРЕСЛАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРАБАХУ
 
ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ КАВКАЗ РЕШИЛА ПЕРЕСЛАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРАБАХУ (С ПРЕДИСТОРИЕЙ КОНФЛИКТА) ПОСКОЛЬКУ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ СВЕЖИЕ 2011 - 2012

А ПОСЛЕ КОДЕКСА ШАМИЛЯ КОГДА ЗА НАСИЛИЕ НАД ПЛЕННЫМИ ПОЛАГАЛАСЬ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ НАЧИНАЕШЬ НЕВОЛЬНО ЗАДУМЫВАТЬСЯ О МЕРЕ ДОЗВОЛЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ.

Даже в мирное время стороны бывают тенденциозны, не говоря уже о ВОЕННЫХ ситуациях УДИВЛЯЕТ: РАЗНИЦА В ЦИФРАХ.

Сайт 'Вся правда об Армении / The whole truth about Armenia' http://armeniya.wordpress.com/category

См. Выдержки из книги Зори Балаяна 'Воскрешение души нашей'
http://armeniya.wordpress.com/2012/02/29/zori_balayan/#more-695

ОЧЕВИДНО ТАКЖЕ, ЧТО ПУБЛИКАЦИЯ ЛЮБОГО МАТЕРИАЛА НА ЭТУ ТЕМУ МОЖЕТ БЫТЬ РАСЦЕНЕНО, КАК РАЗЖИГАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ ИЛИ ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО, А ТАКЖЕ И ТО, ЧТО ТАКАЯ ОЦЕНКА СКОРЕЕ ВСЕГО БУДЕТ ИСХОДИТЬ ОТ ТЕХ ЖЕ ИНСТАНЦИЙ, КОТОРЫЕ САМ КОНФЛИКТ И СПРОВОЦИРОВАЛИ

КОГДА ЗАБЫВАЕТСЯ ФАШИЗМ, НАЧИНАЕТСЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ВОЙНЫ НА ПОЧВЕ РАЗДУВАЕМОГО ПАТРИОТИЗМА. ПО УДАЧНОМУ ВЫРАЖЕНИЮ Ги де МОПАССАНА: 'ПАТРИОТИЗМ- ЭТО ЯЙЦА, ВЫСИЖЕННЫЕ ВОЙНОЙ'

СУЩЕСТВУЕТ ИЗВЕЧНЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ. МИРОТВОРЧЕСТВО НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЕТ С ТЕМ, ЧТО ВЫГОДНО ИЛИ 'НАДО'.
И ВСЁ ЖЕ МОЙ ВОПРОС 'НУЖНА ЛИ ПРАВДА'?!

<<Прекрасному русскому писателю-фантасту и публицисту Евгению Михайловичу Богату принадлежит блистательный и точный ответ на вопрос об отличиях истины от лжи.'Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь, и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность', писал Богат.>>

Из: 'О РОДОСЛОВНОЙ АРМЯН' и истории их миграции на Кавказ Рауф Гусейн-заде, доктор исторических наук:

<<Зададимся вопросом: почему грузиноведы пишут 'Историю Грузии', азербайджановеды - 'Историю Азербайджана', а арменисты предпочитают писать 'Историю армянского народа'? Иными словами, почему они предпочитают писать историю своего этноса, а не страны? (История армянского народа. Ереван, 1951; учебное пособие для ВУЗов под тем же названием. Ереван, 1980).>>

<<27 февраля советскими властями по центральному телевидению объявлено, что погибшие у Аскерана были азербайджанцами. С 27 по 29 февраля 1988 г. в городе Сумгаит вспыхнул армянский погром, сопровождавшийся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества, в результате которого пострадала значительная часть местного армянского населения, погибли 6 азербайджанцев и 26 армян. На протяжении 1988 г. в Нагорном Карабахе происходили межэтнические столкновения между местным азербайджанским и армянским населением, приведшие к изгнанию мирных жителей из мест постоянного проживания. Сложившееся угрожающее положение вынудило советское правительство объявить на территории области чрезвычайное положение. Для поддержания порядка были переброшены части дивизии Дзержинского, воздушно-десантных войск, милиции. В населенных пунктах НКАО был введен комендантский час.>>
http://ru.wikipedia.org/wiki/Карабах

Использованные источники
http://www.mykarabakh.com/
http://toxunulmaz.8bb.ru/
http://www4.600min.az/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Карабах
http://www.azerbembassy.org.cn/
http://www.1news.az/
http://smi2.ru/Rizvan_Guseynov/
http://open.az/
http://www.trend.az/

http://www.trend.az/life/history/1645710.html
ВИДЕО заблокировано: текст по-немецки (очевидно потому, что я нахожусь в Латвии?!) любезно объясняет причину 'видео удалено из-за шокирующей информации' !!
Связаться с автором статьи можно по адресу agency@trend.az

Юрий Романов, российский военный. Зверства армянских фашистов в зербайджанском городе Ходжалы (видео-фотофакты)
Прошло 18 лет, а боль от кровавой бойни, учиненной армянскими фашистами в азербайджанском городе Ходжалы в Нагорном Карабахе будет жить вечно. К сожалению, преступники до сих пор не наказаны, но пусть они не забывают, что Всевышний видит и знает все и каждый понесет справедливое наказание. Обязательно будет наказан и гореть им в адском огне!!!
В детстве мы ужасались деяниям немецких фашистов во время Великой Отечественной войны- Бабий Яр, Освенцим, Хатынь, Майданек, Бухенвальд и т.д. В 80-х годах были поражены, когда режимом Пол Пота были истреблены до трёх миллионов камбоджийцев, а в 90-х в Руанде представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси или же массовому убийству боснийских мусульман сербами.
Есть географические названия, которые обозначают гораздо большее, нежели просто точку на карте. Это имена деревень и городов, ставшие символом торжества самого низкого и подлого, что есть в человеке - геноцида, зверств по отношению к мирному населению, старикам, женщинам и детям: В начале 90-х годов прошлого века этот список пополнился еще одной трагедией под названием - Ходжалы.

Предыстория трагедии

В феврале 1988 года этнические армяне Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской ССР решили выступить об отделении от Азербайджана и к Армянской ССР. Это было спровоцировано открытой поддержкой правящих кругов Армянской ССР и негласным согласием и бездействием центральных властей Советского Союза. Летом 1991 г. конфликт в Нагорном Карабахе перешел в стадию открытой войны. После провала августовского путча в Москве, в условиях паралича союзных властей, а затем распада СССР армянские боевые отряды развернули наступательные операции. Союзный Центр препятствовал созданию азербайджанских вооруженных формирований и якобы должен был сам силами Советской армии положить конец насилию в регионе, но преступный умысел Михаила Горбачева запретил проведение военной операции против сепаратистов.
Случаи тяжкого насилия против мирного азербайджанского населения стали обыденностью. В результате жители азербайджанских сел в бывшем Шаумяновском, Гадрутском районе Мардакертском, Аскеранском, Мартунинском районах НКАО были вынуждены покинуть их. После захвата армянами Ханкенди (в советское время Степанакерт) они устремились в Ходжалы - второй по численности после Шушы город
в Карабахе, транспортный узел, где располагался единственный аэродром Нагорного Карабаха. К тому же, армяне решили своей жестокостью "дать урок" азербайджанцам, чтобы кроме армян никто в Карабахе не остался.

Штурм, массовая резня и западня

В городе оставались 3000 человек. Оборону Ходжалы обеспечивал командир ОМОНа аэропорта Алиф Гаджиев и около 150 легко вооруженных ополченцев. Штурм начался в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года. Боевую поддержку армянам оказывала бронетехника 366-го полка Советской Армии. В 23:00 начался массированный артобстрел из танков, БМП, БТР и модифицированных установок "Алазань", вспыхнул пожар, горел почти весь город, многие мирные жители погибли от снарядов уже в эти первые часы штурма. При этом солдаты 366-го полка в город не входили. К часу ночи, уничтожив малочисленных защитников Ходжалы, в город вошли армянские боевики. Они не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.
Еще в начале обстрела армяне по громкоговорителям объявили об открытии коридора для выхода мирных жителей. Но это не было попыткой избежать ненужных жертв. Это была засада. Засада на людей, не державших в руках оружия, засада, организованная по правилам загона волков. И армянские боевики вели себя так, словно они были на охоте.
Когда в 2 часа ночи жители Ходжалы сделали попытку выйти из города по коридору, они сразу же попали под автоматный и пулеметный огонь. 150 человек тут же были убиты прямо на восточной окраине города, толпу охватила паника. Дорога превращалась в снежно-кровавое месиво, покрытое телами. Части беженцев удалось перебраться через реку. Насквозь промокшие, при минусовой температуре, они попытались скрыться в окрестных горах, и большинство из них к утру погибло от переохлаждения. Общее число замерзших в ту ночь в горах подсчитать невозможно. Большинство из них до сих пор в значатся как "без вести пропавшие". Утром 27 февраля 1992 года уцелевшим остаткам жителей Ходжалы удалось добраться до Агдама.
Другая группа вышла к семи часам утра к селу Нахичеваник, но здесь их встретили шквальным огнем БТРов, специально выставленных для встречи беженцев. Свыше 300 человек, в том числе старики, женщины и дети, были убиты. В 8:35 26 февраля ушедшая от засады группа беженцев из 200 человек была взята в заложники недалеко от села Пирджамал. Некоторым заложникам выкалывали глаза, отрезали уши, скальпировали, а потом уже убивали. Спустя четыре дня, 1 марта 1992 года, 120 плененных под Пирджмалом были расстреляны.
Приблизительно 700 жителей Ходжалы не вышли из города по предоставленному армянскими боевиками "гуманитарному" коридору. Они предпочли спрятаться в подвалах своих домов, но их участь оказалась столь же страшной. Город захлестнула волна насилия и грабежей. Боевики убивали людей просто ради развлечения, детей насиловали на глазах у родителей, разрезали животы беременным женщинам и колючей проволокой привязывали и гвоздями прибивали к крестам.
В 90-х годах многие республики бывшего СССР были охвачены войной, много где совершались военные преступления, но ничего равного Ходжалы не было!!!

Все участники этой акции геноцида пытались скрыть ее, а когда этого не удалось, отрицать свою связь с ней. Армянские сепаратисты подвергали обстрелам вертолеты с журналистами, подлетавшие к местам массовых убийств. 28 марта 1992 года была обстреляна группа азербайджанских тележурналистов во главе с Чингизом Мустафаевым, которым удалось заснять обезображенные трупы десятков детей от 2 до 15 лет, женщин, стариков. 2 марта 1992 года обстрелу подверглась уже группа французских журналистов, снимавших места варварских экзекуций. Тем не менее, зверски изуродованные тела попали на пленку и были показаны по телеканалу "Останкино".

Всего же убитых в " гуманитарном" коридоре было 613, из них - 106 женщин, пожилых - 70 человек и 23 ребенка. Это только документально зафиксированные жертвы. В действительности жертв среди мирного населения было много больше, многие тела армянским фашистам удалось скрыть. Около 500 мирных жителей получили тяжелые увечья и остались инвалидами на всю жизнь, до полутора тысяч человек попали в зверский плен.

Свидетельства иностранных журналистов

Когда армянского военачальника Сержа Саргсяна, ныне президента Армении, попросили рассказать о взятии Ходжалы, он осторожно ответил: "Мы предпочитаем об этом вслух не говорить". Что касается числа жертв, то, по его словам, "многое было преувеличено", да и убегавшие азербайджанцы оказали вооруженное сопротивление. Однако по поводу происшедших событий Саркисян высказался честнее и более жестко: "Но я думаю, что главный вопрос был совсем в другом. До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот стереотип".

Взору журналистов и следователей, приехавших на место трагедии 1 марта, предстала жуткая картина кровавой бойни. Растерзанные тела лежали повсюду на мерзлой земле. Даже над трупами было совершено глумление. Многие трупы имели пулевые ранения в голову, что говорили о том, что раненных просто добивали. После, во время обследования трупов, были выявлены факты скальпирования, обрезания ушей и других органов, выкалывания глаз, обрубления конечностей, многочисленного ранения из огнестрельного оружия и колющих предметов, раздавления тяжелой техникой и обугление трупов.
Юрий Романов, российский военный репортер, потом в своей книге так описывал открывшееся зрелище: "Я выглядываю в круглое окошко и буквально отшатываюсь от неправдоподобно жуткой картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов - лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов - от грудного младенца до подростка: Глаз вырывает из месива тел две фигурки - бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки еще связаны и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырех, девочка протягивает руки к убитой бабушке". Таких свидетельств журналистов, английских, французских, можно привести десятки.

Вот о чем писали зарубежные газеты в те дни, описывая бесчеловечность этих зверств:
Журнал "Круа л"Эвенеман" (Париж), 25 марта 1992 года: Армяне атаковали местность Ходжалы. Весь мир стал свидетелем обезображенных трупов. Азербайджанцы говорят о тысяче убитых.
Газета "Санди таймс" (Лондон), 1 марта 1992 года: Армянские солдаты уничтожали сотни семей.
Газета "Файнэншл таймс" (Лондон), 9 марта 1992 года: Армяне расстреляли колонну беженцев, уходящих в сторону Агдама. Азербайджанцы подсчитали около 1200 трупов.

Газета "Таймс" (Лондон), 4 марта 1992 года: Многие были изувечены, а от одной маленькой девочки осталась только голова.
Газета "Известия" (Москва), 4 марта 1992 года: Видеокамера показала детей с отрезанными ушами. У одной старой женщины была отсечена половина лица. Мужчины были скальпированы.
Газета "Файнэншл таймс", 14 марта 1992 года: Генерал Поляков заявил, что 103 военнослужащих-армянина из 366-го полка остались в Нагорном Карабахе.

Газета "Ле монд" (Париж), 14 марта 1992 года: Иностранные журналисты, находящиеся в Агдаме, среди убитых в Ходжалы женщин и детей видели трех скальпированных, с выдернутыми ногтями. Это не азербайджанская пропаганда, а реальность.
Газета "Известия", 13 марта 1992 года: Майор Леонид Кравец: Я сам видел около ста трупов на холме. У одного мальчика не было головы. Везде были видны трупы женщин, детей, стариков, убитых с особой жестокостью.
"Журнал Валер актюэль" (Париж), 14 марта 1992 года: В этом автономном регионе армянские военные формирования вместе с выходцами из Ближнего Востока владеют самой современной военной техникой, в том числе и вертолетами. АСАЛА владеет военными лагерями и складами оружия в Сирии и Ливане. Армяне уничтожили азербайджанцев Карабаха, устроив резню в более чем ста мусульманских селениях.

Журналист английской телекомпании "Фант ман ньюс" Р. Патрик, побывавший на месте трагедии: Злодеяние в Ходжалы ничем нельзя оправдать в глазах мировой общественности.

Трагедия Ходжалы стала самым кровавым аккордом симфонии смерти, разыгранной армянскими фашистами и сепаратистами. Сегодня этого города больше нет. Нет и не может быть преступления без наказания. ХХ век знал много кровавых страниц, отразивших историю геноцида и этнических чисток. В их ряду трагедия Ходжалы - одна из самых страшных. Все, так или иначе сопричастные к этому чудовищному преступлению, пока несут ответственность только перед лицом своей совести, но наступит день, и они ответят за все перед судом истории. Ведь с точки зрения международного права хладнокровные массовые убийства безоружных людей вооруженными мятежниками не могут оцениваться иначе, как проявление геноцида и преступление против человечности. Если же суд истории не рассудит, то Всевышний обязательно покарает:.
Р.S. Армянские вооруженные формирования, несмотря на резолюции ОНН и усилия различных миротворческих организаций, до сих пор оккупируют 20% территории Азербайджана. И плевать хотели армяне на мировые цивилизованные законы, нормы человеческой морали, тем более что это наплевательство уж очень видимо приятно "мировой общественности", если оно до сих пор не наказало преступников, как это было сделано с Гитлером и ему подобными:Прецедент безнаказанности, всегда порождал и будет порождать зверства и бесчеловечность.
http://karabakh-doc.azerall.info/ru/armyanstvo/arm2-13.php
ПЕРЕМИРИЕ de facto ИЛИ 'ЭТО МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА АРМЕНИИ' ?
Цитата 2012: "Россия, безусловно, будет помогать в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Урегулирование этой очень сложной, но, я абсолютно в этом уверен, решаемой проблемы зависит от доброй воли двух народов и двух президентов. Если они будут слушать друг друга, слышать друг друга и немножко двигаться навстречу друг другу, находить компромиссы, все получится". Дмитрий Медведев

http://armeniya.wordpress.com/2010/09/26/ispovedi-russkoqo-oficera/
Правда об Армении
Вся правда об Армении / The whole truth about Armenia

Вся правда об 'армянском геноциде' в исповеди русского офицера Твердохлебова

Posted: Сентябрь 26, 2010 ПРАВДА О ГЕНОЦИДЕ
Прекрасному русскому писателю-фантасту и публицисту Евгению Михайловичу Богату принадлежит блистательный и точный ответ на вопрос об отличиях истины от лжи.

Армянские зверства в Ходжалы

'Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь, и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность', писал Богат.
Эти строчки уместно было бы перечитать всем тем политикам в Европе, России и США, которые слишком уж доверяют армянской лжи о мифическом 'геноциде армян' 1915 г. в Османской Турции и мало что знают о зверствах армян в отношении турок. Сегодня мы представляем им всем возможность ознакомиться со свидетельством русского офицера, подполковника Твердохлебова о зверствах, учиненных армянами в отношении турок в 1918 г.
Надеемся, что после прочтения этого документа некоторым дипломатам самого высшего ранга в США, Европе и России станет ясна разница между тотальной ложью, тиражируемой мировым армянством и истиной, которую армянство очень хотело бы скрыть, но которая, будучи универсальной и долговечной, все же всплывает, демонстрируя истинное лицо армян. Итак, слово передается подполковнику Твердохлебову:

Исповедь русского офицера
Записка

'Об отношении армян к населению турецкого города Эрзерума и прилежащих к нему местностей с начала Русской революции до занятия Эрзерума турецкими войсками 27 февраля 12 марта 1918 года. Записка эта является дополнением к очерку положения 2-го Эрзерумского артиллерийского полка, но составлена таким образом, что может служить и самостоятельным документом'.
'Старый исторический вопрос о вражде турок и армян до настоящей войны представлялся общественному мнению Европы и России, вероятно, не в том виде в каком оно увидит его теперь. Ненависть армян к туркам известна издавна. Армяне всегда выставляли себя мучениками, страдальцами, всегда они умели себя обрисовать невинно угнетенными и притесняемым народом, народом переносящим тяжкие муки за свою религию и культурность. Русские люди, жившие к ним поближе и соприкасавшиеся с ними, были несколько иного мнения об их культурности и об их способностях.
Их считали народом достаточно бездарным, паразитным, могущим жить только на иждивении другого народа. Армянские солдаты в русских войсках считались элементом последнего, дрянного сорта. Сами они всегда старались польститься на тыловых должностях от неотрадных и уклониться от фронта.
Массовое дезертирство и огромное количество искусственных ранений, с целью уйти от боя, среди солдат армян, в начале войны - достаточно подтвердили это мнение. Но то, что пришлось мне увидеть и услышать за последние два месяца до вступления в Эрзерум турецких войск - превзошло предмет всяких предположений и всякого воображения об армянах. После занятия русскими войсками Эрзерума в 1916 году, армяне в него и в его окрестности не допускались, сами они в войсках не состояли.
Это мудрое распоряжение исполнялось все время, пока территория Эрзерума находилась под начальством Командира Первого корпуса генерала Калтина. После революции, когда все препятствия для всех были уничтожены, армяне волной хлынули в завоеванные местности вокруг Эрзерума и в сам Эрзерум. Одновременно с этим нашествием начались единичные грабежи в городе и селениях. Присутствие русского войска и людей не позволяло армянам делать это открыто, грабили и резали они по-разбойничьи, исподтишка, опасливо.
Весной 1917 года Эрзерумский Революционный Исполнительный комитет, состоящий преимущественно из солдат, устроил в Эрезуме повальный обыск, с целью обнаружить и отобрать у населения оружие. Обыск был совершен неорганизованно и превратился в ограбление населения разнуздавшейся солдатской массой. Особенно старались безумствовать и насильничать солдаты-армяне, в бою первые трусы.
Передвигаясь в тот день верхом по улице, я видел толпу солдат, ведших двух престарелых турок лет по семидесяти. Во главе солдат был солдат армянин с железным прутом в руках, бледный от злобы. На улицах стояли лужи и грязь. Толпа, состоявшая преимущественно из солдат армян, швыряла всю дорогу несчастных стариков по лужам и по грязи от одной стороны улицы до другой. Старики падали в грязь, поднимались, но их снова швыряли и глумились над ними. Я заступился за стариков, стал срамить толпу и уговаривать обращаться с этими людьми по-человечески. Вожак толпы с железной палкой стал злобно наступать на меня с кулаками. Толпа также стала наседать. В то время русские солдаты уже настолько распустились, что повсеместно уже и били своих офицеров и убивали. Положение становилось острым. Изменилось оно внезапно, с появлением организованного патруля под командой офицера.
Армяне-солдаты мгновенно скрылись, а русские повели стариков дальше уже безо всякого насилия. С началом ухода русской армии с фронта появилось опасение, что армяне, оставшись на фронте, устроят резню турецкого населения прежде, чем к городу успеют подойти войска других национальностей, ожидавшиеся из тыла, на место ушедшей самовольно армии. Армянская интеллигенция уверяла, что этого отнюдь допущено не будет, старались убедить всех, что предпринимаются меры по установлению между армянами и турками добрососедских отношений.
Действительно, поначалу можно было подумать, что так и будет: мечети, превращенные после революции русскими солдатами в казармы, были очищены и больше не занимались. Собрана была, слышал, из турок и армян городская милиция, армяне шумно требовали введения полевого суда и смертной казни для убийц и грабителей, военного трибунала. Но все это оказалось только обманом и мистификацией. Поступив в милицию, турки очень скоро ушли из нее, так как из ночных обходов стали неизвестно куда пропадать милиционеры - турки. Также стали исчезать и турки, которых брали за город на работы.
Полевой суд, которого, наконец, добились, никого не судил и не казнил, сами боялись, чтобы его не казнили. Одиночные бесчинства, убийства, грабежи стали увеличиваться. В конце января или в начале февраля, по старому стилю, был убит ночью в своем доме армянскими солдатами один из именитых жителей - турок - Гаджи Багир Эфенди. Командующий армией, генерал Одичелидзе потребовал от командиров войсковых частей в трехдневный срок найти убийц.
В резких выражениях Командующий армией осуждал начальников армянских войсковых частей за бесчинства солдат и вообще армян, выразил негодование по поводу разбоев и насилия, чинимого армянами над местными жителями, возмущался тем, что увидел в поле на очистке дорог жителей-турок и многих из них назад не приводят вовсе':
'Вскоре после этого появились известия об Эрзенджанской резне турок армянами! Подробности этого зверства я узнал со слов Командующего армией, генерала Одичелидзе. Они таковы: резня была организована доктором и подрядчиком, то есть во всяком случае руководила ими не чернь. Фамилий этих деятелей не знаю, и потому лишь не называю их. Убито было более восьмисот турок, безоружных, мирных жителей':.
'Людей резали как баранов и складывали в ямы, цинично считая: 'Что, здесь восемьдесят? Можно еще десяток положить! Режь еще десять!'. Подрядчик наслаждался сам. Приказывая выпускать турок из помещений по одиночке, выходящих рубил по голове, уничтожив таким образом около восьми десятков человек':
'После Эрзенджанской резни, отлично вооруженные армяне и армянские войска стали отходить на Эрзерум'.
'Двигавшееся от Эрзенджана к Эрзеруму армянская волна на пути своем уничтожала все мусульманское население области: Убийства сопровождались самыми зверскими жестокостями.
Подпоручик Мзивани свидетельствовал, например, общему собранию артиллеристов офицеров гарнизона Эрзерума, что к одному тяжело раненому, но не убитому на повале курду, подбежал солдат-армянин и старался воткнуть ему в рот палку. Умирающий стиснул зубы и палку вставить не удалось. Тогда армянин расстегнул у него на животе одежду и стал колотить по животу каблуком подкованного сапога.
В Илидже было вырезано все не успевшее убежать мусульманское население. Командующий армией говорил, что находились детские трупы, у которых шеи буквально были превращены в бахрому.
Подпоручик Грязнов, бывший в Илидже недели через три после резни, рассказывал мне, вернувшись оттуда 26 февраля, что там он застал такую картину: по дороге к селению и на улицах валялись изуродованные трупы. Каждый мимо идущий армянин непременно плевал на трупы или осквернял их. Мечеть площадью 12-15 квадратных саженей была завалена на два аршина высоту трупами убитых турок- стариков, женщин, детей.

Женские трупы носили следы изнасилования.

Подпоручик Грязнов пригласил к мечети двух находившихся при отряде армянок курсисток (студенток). Курсистки эти служили при отряде телефонистками. Подпоручик пригласил их полюбоваться деяниями армян. К его удивлению курсистки эти начали весело хохотать. Он резко высказал им, что вероятно армяне - низшая, дикая раса человеческого рода, если даже девушки с высшим образованием способны смеяться при виде картины, от которой у него, старого, боевого, видавшего виды и смерть офицера, мороз идет по коже':
'Про Аладжинские зверства армян очень много рассказывал 27 февраля делопроизводитель Аладжинского этапного коменданта. Он рассказал такую картину: у стены армяне распяли живую турецкую женщину, вырезали из ее груди сердце и прибили его над ее головой':
'В ночь с 26 на 27 февраля, армяне, обманув русских офицеров, устроили в Эрзеруме резню, человеческую бойню и убежали оттуда от прибывшего турецкого войска. Цифра погибших в эту ночь в Эрзеруме исчислялась близко к трем тысячам':
'Возможность предотвращения резни была всецело в руках армянской интеллигенции, и, если резня произошла, то виновата в ней не одна только чернь. Простонародье армянское в массе, сколько мне удалось понаблюдать за последнее время, очень послушно внемлет своей интеллигенции, особенно некоторым из ее представителей':
'События показали, какие именно элементы, какие инстинкты преобладают и в самом армянском народе и в его интеллигенции. :.'.
И подпись: Вр.и.д. Начальника Укрепленной позиции Эрзерума и Деве-Бойну, Командир Второго Эрзерумского Крепостного Артиллерийского Полка, подполковник Твердохлебов, 16-29 апреля 1918 года. Эрзерум.

Вместо послесловия

Прочитав строки записки подполковника Твердохлебова, я поймал себя на мысли о том, что за прошедшие почти сто лет с момента написания этого кровавого свидетельства зверств и насилия армян, не произошло никаких изменений в истинной сущности мирового армянства.
Оно по-прежнему предпочитает нагло лгать мировому сообществу, замалчивая многочисленные факты, демонстрирующие крайнюю степень их бесчеловечености. Азербайджанскому народу пришлось на себе испытать все зверства армян.

http://oquzxan.livejournal.com/